Приказ
Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 августа 2013 г. N 1014
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от
29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N
19, ст. 2326) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -
образовательным программам дошкольного образования.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. N 2562 "Об утверждении
Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 18 января 2012 г., регистрационный N
22946).
Первый заместитель
Министра
Н.В.ТРЕТЬЯК
Приложение
Утвержден
приказом
Министерства образования
и науки Российской
Федерации
от 30 августа 2013
г. N 1014
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
I. Общие положения
1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования (далее - Порядок) регулирует организацию и
осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования, в том числе
особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
2. Настоящий Порядок является обязательным для организаций,
осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные
общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного
образования, включая индивидуальных предпринимателей (далее - образовательная
организация).
II. Организация и осуществление
образовательной
деятельности
3. Дошкольное образование может быть получено в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне
организаций - в форме семейного образования.
4. Формы получения дошкольного образования и формы обучения
по конкретной основной общеобразовательной программе - образовательной
программе дошкольного образования (далее - образовательная программа
дошкольного образования) определяются федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования, если иное не установлено
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" <1>.
--------------------------------
<1> Часть 5 статьи 17 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N
19, ст. 2326).
Допускается сочетание различных форм получения образования
и форм обучения <1>.
--------------------------------
<1> Часть 4 статьи 17 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N
19, ст. 2326).
5. Образовательная организация может использовать сетевую
форму реализации образовательной программы дошкольного образования,
обеспечивающую возможность ее освоения воспитанниками с использованием ресурсов
нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также
при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Использование
сетевой формы реализации образовательных программ дошкольного образования
осуществляется на основании договора между указанными организациями <1>.
--------------------------------
<1> Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N
19, ст. 2326).
6. Образовательная организация обеспечивает получение
дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух
месяцев до прекращения образовательных отношений.
7. Сроки получения дошкольного образования устанавливаются
федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
8. Содержание дошкольного образования определяется
образовательной программой дошкольного образования.
КонсультантПлюс: примечание.
Приказом Минобрнауки РФ от 20.07.2011 N 2151 утверждены
федеральные государственные требования к условиям реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
9. Требования к структуре, объему, условиям реализации и
результатам освоения образовательной программы дошкольного образования
определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования.
10. Образовательные программы дошкольного образования
самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями.
Образовательные программы дошкольного образования
разрабатываются и утверждаются образовательной организацией в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного
образования <1>.
--------------------------------
<1> Часть 6 статьи 12 Федерального закона от 29
декабря 2013 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598, N 19,
ст. 2326).
11. В образовательных организациях образовательная
деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации.
В государственных и муниципальных образовательных
организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации,
может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик
Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской
Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской
Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию государственного языка
Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Часть 3 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст.
2326).
12. Освоение образовательных программ дошкольного
образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой
аттестации обучающихся <1>.
--------------------------------
<1> Часть 2 статьи 64 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N
19, ст. 2326).
13. Образовательная деятельность по образовательным
программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется
в группах.
Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую,
оздоровительную или комбинированную направленность.
В группах общеразвивающей направленности осуществляется
реализация образовательной программы дошкольного образования.
В группах компенсирующей направленности осуществляется
реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для
детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья.
Группы оздоровительной направленности создаются для детей с
туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей,
нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса
специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной
направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного
образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных
и профилактических мероприятий и процедур.
В группах комбинированной направленности осуществляется
совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями
здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования,
адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей,
обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
В образовательной организации могут быть организованы
также:
группы детей раннего возраста без реализации
образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие,
присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
группы по присмотру и уходу без реализации образовательной
программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до
7 лет. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по
организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения
ими личной гигиены и режима дня;
семейные дошкольные группы с целью удовлетворения
потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные
дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять
присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного
образования.
В группы могут включаться как воспитанники одного возраста,
так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы).
14. Режим работы образовательной организации по пятидневной
или шестидневной рабочей неделе определяется образовательной организацией
самостоятельно в соответствии с ее уставом. Группы могут функционировать в
режиме: полного дня (12-часового пребывания); сокращенного дня (8 -
10,5-часового пребывания); продленного дня (13 - 14-часового пребывания);
кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного
пребывания. По запросам родителей (законных представителей) возможна
организация работы групп также в выходные и праздничные дни.
15. Родители (законные представители) несовершеннолетнего
воспитанника, обеспечивающие получение воспитанником дошкольного образования в
форме семейного образования, имеют право на получение методической,
психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания
платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и
общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие
консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи
осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации
<1>.
--------------------------------
<1> Часть 3 статьи 64 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N
19, ст. 2326).
III. Особенности организации образовательной деятельности
для лиц с
ограниченными возможностями здоровья
16. Содержание дошкольного образования и условия
организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида <1>.
--------------------------------
<1> Часть 1 статьи 79 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N
19, ст. 2326).
17. В образовательных организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам
дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения
дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья
<1>.
--------------------------------
<1> Часть 10 статьи 79 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N
19, ст. 2326).
18. Под специальными условиями для получения дошкольного
образования детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия
обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование
специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных
технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую
техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных
занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие
условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья
<1>.
--------------------------------
<1> Часть 3 статьи 79 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N
19, ст. 2326).
19. В целях доступности получения дошкольного образования
детьми с ограниченными возможностями здоровья организацией обеспечивается:
1) для детей с ограниченными возможностями здоровья по
зрению:
присутствие ассистента, оказывающего ребенку необходимую
помощь;
обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных
материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы;
2) для детей с ограниченными возможностями здоровья по
слуху:
обеспечение надлежащими звуковыми средствами
воспроизведения информации;
3) для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного
аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность
беспрепятственного доступа детей в учебные помещения, столовые, туалетные и
другие помещения организации, а также их пребывания в указанных помещениях
(наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение
стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других
приспособлений).
20. Дошкольное образование детей с ограниченными
возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми,
так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях
<1>.
--------------------------------
<1> Часть 4 статьи 79 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N
19, ст. 2326).
Численность обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек.
21. При получении дошкольного образования воспитанникам с
ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные
учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги
сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков <1>.
--------------------------------
<1> Часть 11 статьи 79 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N
19, ст. 2326).
22. Для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении,
детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные
организации, на основании заключения медицинской организации и письменного
обращения родителей (законных представителей) обучение по образовательным
программам дошкольного образования организуется на дому или в медицинских
организациях <1>.
--------------------------------
<1> Часть 5 статьи 41 Федерального закона от 29
декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N
19, ст. 2326).
Порядок регламентации и оформления отношений
государственной и муниципальной образовательной организации и родителей
(законных представителей) воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, а
также детей-инвалидов в части организации обучения по образовательным
программам дошкольного образования на дому или в медицинских организациях
определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Часть 6
статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).